125 лет назад Карл Бенц запатентовал свое революционное изобретение – первый в мире автомобиль. И этим была открыта нова эра – автомобильная. Теперь же пришло время изобретать автомобиль заново. Электромобилям и транспортным средствам с другими принципами приводов принадлежит будущее. И тут вдруг инженеры и менеджеры столкнулись с теми же проблемами, что и пионеры автомобильной эры более века назад. И в первую очередь эта проблема - инфраструктура!
На заре автомобильной эпохи: Все прелести автомобильного первопроходца Берта Бенц, супруга изобретателя автомобиля, в полной мере прочувствовала на себе. Во время демонстрационной поездки в августе 1988 года из города Маннгейм в город Пфорцхайм на автомобиле своего мужа Карла, над ней нависла реальная угроза остановиться и провалить демонстрацию нового средства передвижения. Проблемой стал бензин, который ей пришлось покупать в… аптеке. В то время бензин использовался в качестве чистящего средства. И это была проблема не только четы Бенц. Автомобильная инфраструктура в те времена отсутствовала в принципе. И дело было не только в отсутствии автозаправок или запчасти к первому автомобилю. Дороги, особенно за пределами городов, не имели твердого покрытия и были почти исключительно грунтовыми. Первые автомобили при езде оставляли за собой огромные тучи пыли. Радиусы поворотов и ширина дорог и улиц были рассчитаны на конные экипажи и на их скорость. Но любая значительная инновация обязательно изменяет окружающий мир. Для автомобилей была создана сеть автомобильных дорог – от скоростных шоссе до дорог местного значения: причем строительство это почти повсеместно велось на государственные средства, т.е. средства налогоплательщиков. Что же касается обеспечения автомобилей топливом, то здесь, за исключением стран с плановой экономикой, все концентрировалось преимущественно в частных руках. Нефтяные концерны очень быстро сориентировались в ситуации и принялись поддерживать и стимулировать автомобилестроения, расширяя, вместе с этим, и сбыт своей продукции. Особенно в этом преуспели США, где в начале 20 века сети автомобильных заправок росли поистине космическими темпами.
Наше время: Тот, кто сегодня отправляется в путь на электромобиле, сталкивается, как и пионеры автомобильной эры, с проблемой ограниченно дальности поездки. Электромобили, представленные сегодня на рынке, способны проехать без подзарядки максимум 150 километров. А если работает кондиционер или отопление, то расстояние можно уверенно делить на два. Разумеется, что почти везде имеются электрические сети, которые можно использовать для подзарядки. Но пока что не решена одна важная проблема: полная зарядка литиево-ионных аккумуляторов от обычной электрической розетки занимает в среднем шесть часов. А это значит, что эра электромобилей требует создания новой инфраструктуры. Простая зарядка от розетки возможна там, где машина стоит долго: дома, перед домом, в гараже или на стоянке перед работой. Производители же электромобилей, как, например, Mitsubishi, уже начали в некоторых странах создание сетей быстрой зарядки, а также наполняют свой каталог запчастей для электрокаров. С помощью сильного тока аккумулятор электромобиля можно зарядить за полчаса на 80 процентов его емкости. Вполне возможно, что в ближайшем будущем станции электрической зарядки будут обустроены на парковках у больших магазинов или, скажем в МакДональдсах, как дополнительный сервис для посетителей. В США и странах Европы крупные электрические концерны, а также коммунальные электрические компании начали реализацию проектов электрозаправочных станций. Их расчет налицо: Электромобили привлекут и новых клиентов.
Сторонники же электромобилей мечтают о большем – о полной перестройке дорожной инфраструктуры. Наиболее элегантным решением дальности поездок представляется бесконтактная передача энергии во время движения - как троллейбус, только без проводов. По такому индукционному принципу, функционирующему с использованием сильных магнитных полей, работают варочные кухонные поверхности и электрические зубные щетки. Для того же, чтобы этот принцип перенести на электромобили, необходимо проложить вдоль дороги электрические кабели и… Но до этого еще далеко, так как это лишь теория, а на практике решения проблемы пока что не видно.